Современные студент и преподаватель английского языка
Английский репетитор Отрадное размышляет на тему идеального современного студента и преподавателя английского языка. С практическими советами изучающим английский язык.
Постановка задачи
Я хочу снова поговорить о студентах и преподавателях английского языка, так сказать, в комплексе. Или, другими словами, рассмотреть команду «репетитор английского языка и студент английского языка».
Цифровая революция с неизбежностью изменяет качества, которыми должен обладать хороший студент английского языка. Но в еще большей степени она меняет необходимые качества хорошего репетитора английского языка. Я буду чередовать термины репетитор и преподаватель в целях удобочитаемости, считая их синонимами.
Я писал об этих изменениях по отдельности. В частности, про качества хорошего преподавателя английского языка Хороший и плохой учитель английского языка с точки зрения теорий управления знаниями. О студентах – писал многократно там и сям.
Если постараться кратко суммировать изменения, происходящие в изучении английского языка, то список будет примерно таким:
1 Студент английского языка
1.1 Существенное возрастание активности студента.
Из пассивного потребителя знаний «мне сказали выучить от сих до сих – я и выучил» он становится активным участником процесса. Вопросы студента очень важны – они часть активной работы над языком. Я получаю большое удовольствие от ответов на вопросы моих студентов, от их креативности и порой неожиданности. Для меня это – вызов, как для преподавателя.
1.2 Резкое сокращение времени на изучение английского языка.
Собственно, у нас с вами происходит резкое сокращение времени на все, а не только на изучение английского языка. Как следствие, возрастает роль организации, логистики, менеджмента процесса обучения. Назовите это, как хотите, суть одна.
1.3 Возрастание значения сопутствующих навыков.
В этом загадочном названии, на самом деле, нет ничего загадочного. Психологическая уверенность в себе, актерское мастерство, ораторские способности, начитанность и общий уровень личности – эти вещи в условиях дефицита времени на обучение начинают играть все более важную, если не определяющую, роль.
А теперь я постараюсь составить аналогичный список для преподавателя, причем так, что каждый пункт в нем будет соответствовать пункту списка для студента, и перекликаться с ним.
2 Репетитор английского языка
2.1 Переход от роли «Строгий надсмотрщик» к роли «Старший партнер-мотиватор».
Не все преподаватели готовы к активной роли студентов. Тут важно не убивать активность студента под предлогом выполнения плана урока, допускать определенный процент импровизации с обеих сторон. Да, часть плана урока может оказаться невыполненной. Но взамен – студент получит активное знание, он будет полноправным участником процесса получения этого знания. Это в разы важнее плана урока, и за этим – будущее.
2.2 Хороший современный репетитор английского языка постоянно учится.
Он может и должен показывать своим студентам пример. Можно даже с ними посоревноваться. Но важнее соревнования организаторская роль процесса обучения преподавателя, когда он может сказать ключевую фразу «я в условиях дефицита времени на обучение поступаю так-то и так-то».
Еще один момент – преподаватель от позиции «меня не волнует, когда вы все это выучите. Я сказать – учите, и будьте любезны» должен перейти к позиции «я понимаю ваш отчаянный дефицит времени. У меня все то же самое. Вот вам упражнения, которые можно выполнить за пять минут. Заводите себе отдельный Гугл-календарь под названием Английский язык, пишите пункт Упражение по английскому, выделяйте 5 минут. Настройте бесплатные уведомления по смс.» Мы развиваем эту концепцию на нашем сайте дистанционного обучения английскому языку. Добро пожаловать, это бесплатно.
2.3 Для репетитора важно максимально использовать имеющиеся ресурсы личности.
Если получится, использовать английский для дальнейшего роста или активации «спящих» ресурсов студента.
Чтобы это работало, идеально найти точки соприкосновения интересов. Когда общение будет взаимоинтересным и взаимовыгодным, студент это почувствует, и никакой активации личностных ресурсов не потребуется, разве что, потребуется небольшое сдерживание для выполнения плана урока. Например, занимаясь с мастером спорта по настольному теннису, я использую свое знание настольного тенниса, и тот факт, что мой уровень существенно ниже мастера. Мастер чему-то учит меня по-английски, и в этот момент его уровень английского языка растет прямо на глазах.
Для того, чтобы это пункт работал, репетитор английского должен быть максимально разносторонней и развитой личностью. Вся красота этого понятия «разносторонняя личность» в том, что процесс перехода в это состояние никогда не заканчивается.
Итоги и выводы
Тема настолько обширна и мало исследована, что смело можно писать книги. Но общее направление понятно, а детали шлифуются в процессе движения.
Мне важно было показать вам именно две стороны процесса, дать вам взгляд не только со стороны студента, но и со стороны преподавателя. Для того, чтобы вы, представляя себе задачи репетитора английского языка, помогали ему и себе сделать процесс вашего обучения более эффективным и интересным и для вас, и для него.